«Северный поток-2» снова ждет Данию

«Академик Черский» не может начать работы до получения разрешения Копенгагена

Мария Безчастная

6529


На фото: трубоукладчик газопровода «Северный поток — 2» судно «Академик Черский» (Фото:
Виталий Невар/ТАСС)

Материал комментируют:

Александр Фролов

Судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое называют основным претендентом на завершение строительства газопровода «Северный поток-2», 29 мая снова вернулось в немецкий порт Мукран. Накануне утром корабль вышел из Мукрана, где располагается логистический терминал и хранятся трубы, и остановился на якорной стоянке близ порта Засниц, однако потом вернулся в первоначальную точку, так и не приблизившись к месту работ по «Северному потоку-2».

Напомним, что «Академик Черский» — единственное российское судно, которое называют способным завершить строительство газопровода. Иностранные подрядчики отказались от проекта после того, как власти США ввели санкции в отношении газопровода и компаний, связанных с ним. В феврале судно вышло из порта Находки и к маю дошло до Мукрана, по пути постоянно меняя конечный пункт назначения, как предполагается, чтобы не давать формального повода для введения против него санкций. В Мукране трубоукладчик провел почти три недели.

Возможно, причиной нерешительности «Академика Черского» стали угрозы США о новых ограничениях против «Северного потока-2». Посол Соединенных Штатов в Германии Ричард Гренелл в интервью газете Handelsblatt 26 мая заявил, что штрафные меры могут быть приняты быстро, хотя не уточнил, в чем они заключаются. По версии издания, речь может идти о мерах в адрес фирм, обслуживающих газопровод, или компаний, которые будут принимать поступающий из России газ.

Читайте также

Россия стоит на пороге новой нефтяной войны
Сделку ОПЕК+ могут похоронить уже через несколько дней

Эти заявления вызвали недовольство немецких властей, которые в очередной раз отметили, что газопровод является чисто экономическим проектом, и угрожать ему санкциями, тем более в момент, когда весь мир переживает кризис из-за пандемии коронавируса, неправильно. Впрочем, как и в прошлом, Берлин вряд ли пойдет дальше заявлений.

Как считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, риски из-за санкций для «Академика Черского» и «Газпрома» минимальны, хотя они есть. Кроме того, проблемой могут стать очередные проволочки со стороны Дании, которая должна выдать судну разрешение на прокладку труб в своей акватории.

— Никакой нерешительности у «Газпрома» нет. Я с удивлением читал ряд комментариев в СМИ, в которых описывали передвижения «Академика Черского», как неопределенность курса Российской Федерации. Видимо, в представлении этих людей в какой-то момент Алексей Миллер звонил Владимиру Путину и говорил: «Ой, на нас могут наложить санкции!», и президент приказывал немедленно изменить курс. А потом оказывалось, что санкции все-таки не вводят, рулевой резко крутил штурвал и корабль менял курс на Германию.

На самом деле, «Академик Черский» шел в Балтийское море с самого начала, хотя и указывал разные порты назначения по каким-то соображениям. А сейчас, когда судно, наконец, пришло в конечный пункт, было бы совсем смешно, если бы оно загрузило трубы, вышло в море, а потом вернулось назад и отказалось от планов из-за угрозы санкций США. Думаю, маневры «Академика Черского» связаны с чисто техническими моментами.

«СП»: — Но угроза санкций все же есть?

— О санкциях против «Северного потока-2» в последнее время говорили два человека — сенатор Тед Круз и одиозный посол США в Германии Ричард Гренелл. Причем угрозы со стороны сенатора касались не новых, а распространения уже действующих санкций против морских газопроводов на «Газпром» и ряд государственных структур, а также на их руководство. Речь шла о тех же санкциях, которых испугалась компания Allseas еще до их официального введения.

«СП»: — И насколько реально введение санкций против «Газпрома» и других госкомпаний?

— В этом плане риски вполне понятны и они не велики. В качестве примера можно привести санкции, наложенные в рамках венесуэльского пакета на две дочерние компании «Роснефти» в текущем году. Напомню, что они сотрудничали с Венесуэлой и продавали нефть, которая там добывалась. Но эти ограничения не затронули материнскую компанию «Роснефть» или любые госкомпании, с ней сотрудничающие.

Сенатор заявил, что если начнется укладка «Академиком Черским» труб «Северного потока-2», то санкции на «Газпром» и госкомпании все-таки будут распространены. Но важный момент в том, что «Академик Черский» принадлежит не «Газпрому», а его дочернему предприятию «Газпром флот».

Стоит ждать, что на руководство этого предприятия будут распространены уже существующие санкции. А именно, им будет запрещен доступ и работа на территории США, а все активы, находящиеся там, в том числе счета и имущество компании и связанных с ней лиц, будут арестованы.

Но компания «Газпром флот» никогда не собиралась работать на территории США, у нее нет там имущества. Ну а если у кого-то из руководства все-таки окажутся активы в Америке, им же хуже. В конце концов, не зря все последние годы говорят о том, что нужно вкладываться в российскую, а не американскую экономику, поэтому нечего покупать там дома и имущество.

Опасения компании Allseas вполне понятны. У них были планы по работе в Мексиканском заливе и соответствующий заказ. Но у «Газпром флота» таких планов нет, поэтому бояться попадания под санкции у них нет причин. Непонятно, на кого была рассчитана эта угроза. Тем более, что это дочернее предприятие будет далеко не первым в группе «Газпрома», кому придется работать под санкциями. Например, компания «Газпром нефть» уже несколько лет живет с ограничениями и демонстрирует вполне хорошие производственные и финансовые показатели.

«СП»: — Но американский посол намекал на то, что санкции могут быть введены и против немецких компаний. Как быть с этим?

— Мне кажется, что эти угрозы не стоят и ломаного гроша. Этот человек уже не в первый раз обещает распространять санкции на немецкие компании, но руководство ФРГ дает понять, что не стоит обращать на это внимание, а можно спокойно продолжать работать. Хотя подобное поведение и вызывает протесты со стороны европейских компаний. Все-таки европейцы вкладывали собственные деньги в этот проект, и они кровно заинтересованы в его реализации.

На самом деле, главная проблема, которая стоит перед «Академиком Черским» сейчас — это получение от Дании разрешения на прокладку труб в ее территориальных водах.

Читайте также

Логика Минтруда трудно поддается пониманию
По прогнозу BCG, безработица подскочит в 2−3 раза, доходы упадут на 9−12%

«СП»: — Но ведь Дания уже выдала разрешение на прокладку трубопровода после года проволочек?

— Да, но у них есть определенные требования к характеристикам судов, которые имеют право на работы, и они должны подтвердить, что «Академик Черский» этим требованиям соответствует. Насколько мы можем судить по имеющейся информации, это так. От немецкого регулятора в этом плане ограничений ждать не стоит.

Так что не представляю, что чисто формально могут сделать США, чтобы помешать этому проекту. Конечно, нельзя сказать, что рисков нет вообще. Они есть и их много. Руководство США может повести себя неадекватно по отношению к своим союзникам-европейцам и действительно начать вводить против них санкции. Такой прецедент был 40 лет назад, когда прокладывались трубы газопровода «Дружба» через Украину. Тогда вводились санкции против ФРГ, но трубы все равно были уложены, немцы на санкции наплевали.

Могут ли они наплевать сейчас — дискуссионный вопрос, но шансов на то, что они поддадутся на давление, мало. По крайней мере, если оно не будет подкреплено серьезными нормативно-правовыми актами. Есть и другие риски, вплоть до диверсий на газопроводе, в конце концов, исключать нельзя ничего, но мне они представляются минимальными. Поэтому нынешнее промедление «Академика Черского» продиктовано не опасениями санкций, а необходимыми испытаниями и технологическими операциями перед началом строительства, а также ожиданием разрешения со стороны Дании.

Нефть и газ: Газовая резня: Миллер включился в игру на выживание

Новости экономики: Мишустин вынес приговор бензину: Дешевого, за 28 рублей, не будет, не мечтайте

Источник: svpressa.ru

кабинет новостей