Киев втайне надеется: новое перемирие в Донбассе способно стать поводом для скорого сбора «нормандской четверки»
Алексей Ильяшевич
714
На фото: президент Украины Владимир Зеленский, президент Франции Эмманюэль Макрон и президент России Владимир Путин (слева направо) во время встречи в рамках саммита «нормандского формата» в Елисейском дворце, 10 декабря 2019 года. (Фото:
Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
В ходе переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на востоке Украины стороны договорились о полном и всеобъемлющем прекращении огня с понедельника, 27 июля. В общем, заключили очередное перемирие. При этом все предыдущие заканчивались, не успев толком начаться. Но официальный Киев уверен, что на этот раз все может быть по-другому. В офисе Зеленского даже назвали произошедшее «прорывом в Минском процессе». Откуда столько оптимизма?
Дело в том, что на прошедшем заседании ТКГ стороны не только согласовали новое перемирие, но и «договорились о применении мер по усилению режима прекращения огня до полного урегулирования международного вооруженного конфликта на территории украинского Донбасса». Так сказано на сайте офиса президента Украины. В представительстве Министерства иностранных дел ДНР от оценок воздержались. Зато перечислили те самые «прорывные» меры. Первые три пункта начинаются со слова «запрет»:
— запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия, а также запрет на использование любых видов летательных аппаратов сторон;
Читайте также
Украина: Русский язык нужен, чтобы убивать русских
Пока Верховная Рада борется с наступлением «русского мира» в сфере образования, русскоязычные нацисты продолжают терроризировать Донбасс
— запрет на применение огня, включая снайперский;
— запрет на размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах и их окрестностях, в первую очередь на объектах гражданской инфраструктуры, включая школы, детские сады, больницы и помещения, открытые для общественности.
В общем, стороны снова задекларировали готовность отказаться от применения оружия. Но есть же прежний опыт! По законам жанра, уже 27 июля они, вероятней всего, обвинят друг друга в срыве перемирия. Дескать, враг атакует, а мы вынуждены вести ответный огонь.
Чтобы этого не произошло, ТКГ предлагает на сей раз применять некие «дисциплинарные меры за нарушение режима прекращения огня». Так написано в четвертом пункте упомянутого документа.
Сразу вспоминается Грибоедов и его знаменитое: «А судьи кто?». Кто будет уже в понедельник определять виновных в очень вероятном срыве перемирия? ОБСЕ этим не занимается — она просто фиксирует: куда и в каком количестве приземляются снаряды…
Пятым пунктом идет «создание и задействование координационного механизма по реагированию на нарушения режима прекращения огня при содействии СЦКК в действующем составе». Опять же — не совсем понятно, о чем идет речь?
Совместный центр контроля и координации прекращения огня (СЦКК) — это тот самый координационный орган, который должен следить за соблюдением режима тишины. С 2014 года он доказал свою полную недееспособность. Но реформировать его никто не собирается. Ему просто собираются придать некий «механизм по реагированию на нарушения режима прекращения огня».
Едем дальше: «Ответный огонь в случае наступательных действий допускается только в том случае, если он открыт по приказу соответствующего руководства Вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО после безуспешной попытки использовать вышеупомянутый координационный механизм».
Звучит красиво. Но давайте представим, как это будет выглядеть на практике. Враг начинает массированный обстрел наших позиций. Мы звоним в СЦКК. Хорошо, если дозваниваемся с первого раза. Поскольку стычки на линии соприкосновения ведутся, главным образом, ночью, нам, скорее всего, ответит чей-то сонный голос: «Сейчас разберёмся».
Через некоторое время выяснится, что «координационный механизм», как и следовало ожидать, не работает. Вроде как надо отвечать огнем на обстрел. Но мы никуда не спешим — ждем, пока наше высшее военное руководство издаст приказ и разошлет его по войскам.
Искренне хочется спросить у составителей этого «гениального» плана: вы действительно верите, что отныне война в Донбассе будет вестись по выдуманным вами документам?
Увы, наверняка и в понедельник все останется по-старому. И ВСУ, и вооруженные силы ЛДНР предпочтут просто игнорировать этот идиотский алгоритм. Кто их накажет? В четвертом пункте говорится об «эффективном применении дисциплинарных мер». Но не сказано: кто именно эти меры будет применять?
Нечто подобное мы уже наблюдали ровно год назад. С 21 июля 2019 года в Донбассе действовало так называемое «хлебное перемирие», которое было приурочено к сбору урожая. Его украинская сторона анонсировала с большой помпой. Представитель Украины в ТКГ Роман Бессмертный точно так же говорил, что подписанный документ предполагает ответственность конкретных лиц за несоблюдение режима тишины. И что, кого-то из нарушителей наказали?
Зеленский, вроде бы, пытался это сделать: по сообщениям официальных представителей ДНР и ЛНР, подконтрольная президенту Украины СБУ разбиралась с военнослужащими по фактам неспровоцированных обстрелов. Но «разборки», видимо, быстро прекратились.
Для того, чтобы новые меры по усилению режима прекращения огня заработали, необходимо создать отдельный, реально работающий орган с широкой компетенцией. Проще говоря — нужен третейский судья, который будет идентифицировать нарушителей перемирия и наказывать их. Причем, и Киев, и Донецк с Луганском должны официально подтвердить его полномочия.
Поскольку такого судьи до сих пор нет, вооруженные силы противоборствующих сторон по-прежнему находятся в юрисдикции исключительно своих собственных властей. Это ли не гарантия, что на самом деле никого из провинившихся наказывать не будут?
Договоренности от 22 июля могут стать шагом в правильном направлении, если ТКГ продолжит работу в этом направлении. Пока что стороны, если разобраться, лишь заключили декларацию о намерениях.
Читайте также
Армения и Азербайджан: пальба на грани апокалипсиса
Конфликт на Кавказе может взорвать еще и отношения Турции с Россией
Зеленский, кстати, это понимает. Во время общения с журналистами он отметил, что детали соглашения будут нарабатываться на заседаниях в Минске. «Это обобщенное заявление, подробно по этому заявлению мы должны просто идти в Минском формате — такой является договоренность. В Минском формате все должно быть подробно выписано: каждый человек, кто отвечает, когда, как передается эта информация. То есть, это будет отдельная история, она очень долгая», — отметил президент Украины.
Добавим: очень долгая и, скорее всего, безрезультатная. Уровень взаимного недоверия сторон конфликта настолько высок, что они едва ли смогут провернуть столь грандиозное мероприятие. Даже скоординированная работа контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) в Донбассе во время эпидемии коронавируса становится невыполнимой задачей. А достичь реального перемирия в разы сложнее.
Так что же «прорывного» увидел в новых договоренностях Офис президента? Зеленский должен понимать, что никакого прорыва нет (и даже не предвидится). Просто, надо полагать, по мнению главы Украины очередное перемирие способно стать поводом для его встречи с Путиным.
«Этот документ сейчас ожидает подписания всех сторон Нормандской группы. Верю в то, что все стороны — Украина, Франция, Германия и РФ — подпишут, и с 27 числа, верю, что может наступить момент, когда будет устойчивое прекращение огня», — заявил Зеленский. Ему вторит заместитель главы украинской делегации в ТКГ Александр Мережко: «Есть шансы, что новое перемирие утвердят лидеры Нормандского саммита — это добавит договору политического и дипломатического веса, нарушить его уже будет куда сложнее. А если враг их нарушит — будет нести ответственность».
Словом, копилка нелепых предложений президента Украины пополнилась новым перлом. Зачем лидерам Франции и Германии подписывать документ, к которому они не имеют никакого отношения? На итоговом коммюнике Парижского саммита они уже поддержали стремление сторон конфликта установить режим полного и всеобъемлющего прекращения огня. Остальное — детали, которыми должна заниматься ТКГ. По такому принципу и работает Минский формат: лидеры «нормандской четверки» принимают решения стратегического характера и «спускают» их в Трехстороннюю контактную группу.
Высказывание Мережко — из той же серии. От того, что Путин, Меркель и Макрон поставят свои подписи на какой-то бумаге, в Донбассе меньше обстрелов не станет.
Читайте также
Украина пообещала Донбассу еще четверть века войны
По мнению Киева, в рамках Минских соглашений с Донецком и Луганском договориться не получится. ЛДНР придется побеждать
В общем, перед нами очередная жалкая попытка Киева «заманить» президента России на саммит в Берлине. Который он, как неоднократно заявлял Кремль, согласен посетить только после реализации Парижских договоренностей.
Кстати, это позиция не только Кремля. Недавно посол Франции на Украине Этьен де Понсен заявил, что для новой встречи лидеров «нормандской четверки» необходимо выполнить «домашнее задание» от декабря прошлого года. А Украина занимает противоположную позицию: не надо ждать, новая встреча нужна как можно быстрее! Зачем? Так ведь нужно, дескать, одобрить перемирие. Потому что оно, мол, особенное, «прорывное»…
Желание Зеленского расшифровать каждый пункт «Минска» — такая же уловка. Украинский президент прекрасно знает, как Россия интерпретирует эти соглашения. Но прикидывается дурачком: «Расшифруйте, Владимир Владимирович!». Хороший повод снова провести нормандский саммит.
К установлению мира в Донбассе все это имеет весьма опосредованное отношение. Но представители Донецка и Луганска все равно добились маленькой дипломатической победы. Во-первых, потому что «прорывные» договоренности от 22 июля были заключены с ними, а не с липовыми «представителями «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», которых Киев недавно самочинно назначил в ТКГ.
Во-вторых, в шестом пункте перечня мер по усилению режима прекращения огня используется формулировка: «Руководство вооруженных формирований ОРДЛО». То есть, Киев признает, что представители ОРДЛО — это те самое «террористы», у которых есть свои вооруженные формирования. А ведь совсем недавно команда Зеленского настаивала, что министры иностранных дел ДНР и ЛНР не могут говорить от имени Донбасса. Им на заседаниях ТКГ, таким образом, даже делать нечего.
Не ищите логику в словах и делах Киева. Её просто нет…
А в это время
Управление Народной милиции ДНР выпустило приказ о полном запрете на использование любого вида вооружения с 0:00 27 июля. Об этом сообщает Донецкое агентство новостей со ссылкой на Управление народной милиции ДНР. Приказ выдан каждому военнослужащему для ознакомления под роспись. За нарушение полагается дисциплинарная ответственность. О нарушении, кроме того, должен быть поставлен в известность глава Контактной группы.
То же самое сделано и в ЛНР.
Постсоветское пространство
Пашинян объяснил, зачем азербайджанцы в Москве нападают на армян
Российского посла вызвали в МИД Эстонии
Абхазия решила пока не открывать границу с Россией
Пресс-секретарь Лукашенко заявила, что президента не госпитализировали
Все материалы по теме (1886)
Источник: