- Олег Капцов
«При обнаружении неизвестных подводных объектов вблизи отрядов боевых кораблей ВМС США принуждать их к всплытию. В противном случае, применять оружие на поражение» (из директивы Военно-морских сил США)
РАНДЕВУ С МИСТЕРОМ ЭЙЗЕНХАУЭРОМ
Средиземное море было пропитано смертью – противолодочные средства НАТО непрерывно сканировали толщу морской воды, воздух гудел от базовых патрульных самолетов. Американцы явно готовились к какому-то важному событию. Но у советской дизель-электрической подлодки С-360 была собственная задача – дойти в подводном положении до Гибралтара, скрытно проникнуть в район боевого маневрирования авианосца «Рузвельт», определить состав кораблей его охранения и после успешного выполнения задания благополучно вернуться на базу в заливе Влера (Албания). Мнение противолодочных сил НАТО советских моряков не интересовало.
До Гибралтара дошли нормально – часть времени двигались на аккумуляторах, а когда позволяла обстановка, всплывали на перископную глубину и «чиркали» по поверхности шнорхелем. Стучали дизели, жадно глотая драгоценный воздух, заряжалась АКБ, чтобы весь следующий день питать энергией подлодку на большой глубине. Засекли авианосец, повернули назад. На 18-е сутки похода получили радиограмму: навстречу идет эскадра во главе с флагманом Шестого флота — тяжелым крейсером «Де Мойн». Будьте начеку. Удачи! В Центральном посту С-360 возникло оживление – по всем расчетам уклонить от встречи невозможно. Может быть, сблизимся с «Де Мойном», насколько позволит обстановка, и запишем фоновые шумы крейсера?
В реальности все вышло иначе: искусно маневрируя между кораблями эскорта, лодка по акустическим данным вышла на дистанцию торпедной атаки, еще секунда – и торпедный залп опрокинет 20.000–тонный крейсер в морскую пучину… Командир подлодки С-360 утер холодный пот со лба – шум винтов Des Moines (CA-134) затихал где-то вдали… А если бы действительно пришлось? Американцы очевидно почувствовали неладное – спустя час, брошенные на поиск эсминцы засекли С-360, началась изнурительная погоня. Командир С-360 Валентин Козлов впоследствии вспоминал: «Если бы я командовал атомоходом, то дал бы тридцать узлов – и бесследно растворился в море. Но у меня была ДЭПЛ с четырехузловым ходом. Трое суток они преследовали С-360, засыпали нас взрывпакетами и импульсами гидролокаторов, принуждая ко всплытию. Только в районе острова Лампедуза удалось оторваться… Когда вернулись на базу — не смогли отдраить верхний рубочный люк. За месяц пребывания в соленой воде он так «прикипел» к комингсу, что пришлось поработать кувалдой».
Причина ярости американцев, с которой они преследовали одинокую «дизелюху», выяснилась позже: на борту Des Moines (CA-134) находился президент США Дуайт Эйзенхауэр. РАНДЕВУ С МИСС ЭНТЕРПРАЙЗ Задание для смертников. В тот раз наперерез американской авианосной группе была брошена советская К-10 – атомная подлодка с крылатыми ракетами первого поколения. Положение осложняло отсутствие точного целеуказания: данные о координатах цели, переданные на лодку, устарели на сутки. Над Тихим океаном бушевал шторм и уточнить положение АУГ не было никакой возможности. У лодки были проблемы в турбинном отсеке – К-10 не могла поддерживать полный ход дольше 36 часов. И все же решено было идти…
В Южно-Китайском море советских моряков ждала непревзойденная мисс «Энтерпрайз» — атомный супер-авианосец с 80 самолетами на борту в сопровождении своих «боевых подруг» – атомных ракетных крейсеров «Лонг Бич», «Бейнбридж», «Тракстан». Первоклассная эскадра, совершившая за 4 года до описанных событий безостановочное кругосветное плавание через все океаны Земли.
Капитан Николай Иванов вел свой атомоход в полном неведении того, что ожидает их в расчетной точке пересечения курсов. Может быть плеск тяжелых волн, а может – огненный шквал противолодочных торпед с кораблей АУГ. Шел 1968 год, буквально месяц назад в Тихом океане бесследно сгинула советская подлодка К-129. Нельзя кружить над могилой боевых товарищей и не думать об этом…
К-10 помог случай – еще за сотню миль до предполагаемой точки «рандеву» системы радиотехнической разведки субмарины засекли отчаянные переговоры американцев – командиры крейсеров и эсминцев непрерывно докладывали на флагман о том, как тропический тайфун «Диана» рвет и калечит их корабли. На поверхности бушуют 10-метровые волны, даже здесь, на глубине ощущалось мощное дыхание океана. Иванов понял: это их шанс! 115-метровая стальная рыба смело рванулась к цели, ориентируясь на звуки гидролокаторов американских кораблей. АУГ снижает скорость до 6 узлов! – значит, лодке не придется развивать высокую скорость, следовательно, уменьшится её шумность. Двигаясь на шести узлах, советская подводная лодка станет необнаружима для средств противолодочной обороны АУГ. Противолодочной авиации тоже можно не опасаться – ни один самолет не сможет подняться с палубы «Энтерпрайза» в такую погоду.
Они выполнили задание. Словно издеваясь над супер-авианосцем, советские моряки 13 часов шли под его днищем. При наличии приказа на уничтожение, «ревущая корова» могла в упор расстрелять авианосец и его эскорт, после чего исчезнуть так же внезапно, как и появилась. ЗОЛОТАЯ РЫБКА. ТРИ ПОСЛЕДНИХ ЖЕЛАНИЯ — Обнаружена русская подлодка, пеленг сто двадцать, дистанция сорок семь! — Контакт потерян! — Еще одна субмарина, пеленг сто пятьдесят, дистанция тридцать два. — Контакт потерян! — Оу шит! Третья, пеленг семьдесят, дистанция пятьдесят пять. На календаре октябрь 1971 года. «Волчья стая» советских субмарин преследует американский авианосец «Саратога» в северной Атлантике. — Всем кораблям соединения, увеличить ход до полного! — Фрегату «Нокс»! Пеленг на шум. Полный ход. Выполнять! — Есть полный.
Противолодочный фрегат ломает строй и пытается отогнать неуязвимый советский атомоход. Но куда неуклюжему «Ноксу» с его 27 узлами до «Золотой рыбки»! Лодка совершает циркуляцию на 40 узлах и оказывается уже с другого борта авианосца… — Вторая русская подлодка идет по левому борту!
Американские моряки так и не поняли, что их преследовала одна единственная субмарина К-162 – скоростной подводный киллер проекта 661 (шифр «Анчар»). К концу дня авианосная группа прекратила всякие попытки оторваться от преследования и вернулась на прежний курс. «Золотая рыбка» еще немного «покружилась» вокруг авианосца и бесследно растаяла в толще воды.
Судьба авианосца «Саратога» висела в тот момент «на волоске» — будь у советской лодки приказ на уничтожение, она бы за пару минут «порешила» все корабли АУГ и умчалась вдаль на 44 узлах своего полного хода. К-162 — АПЛ проекта 661 «Анчар». Установила до сих пор никем не побитый рекорд скорости в подводном положении — 44,85 уз. (≈83 км/ч)! Титановый корпус, экспериментальный реактор с металлическим теплоносителем. Вооружение — 10 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Аметист», 4 ТА калибра533 мм. Стоимость лодки составила 2 млрд. рублей в ценах 1968 года. Настоящая «Золотая рыбка»!
КРАЖА АНТЕННЫ
31 октября 1983 года, полигон ВМС США в Саргассовом море. По волнам скользит противолодочный фрегат «Макклой», за кормой у него на километровом тросе тащится секретная антенна гидроакустической станции типа TASS (Towed Array Surveillance System), способная засекать советские подлодки в радиусе сотни миль. Под днищем фрегата «Макклой» уже 14 часов следует советский атомоход К-324, советские моряки с интересом изучают характеристики новой противолодочной системы ВМС США. Все идет как обычно, но внезапно «Макклой» меняет курс …
В Центральный пост К-324 поступило донесение об усилении вибрации прочного корпуса лодки. Сработала аварийная защита турбины, К-324 лишилась хода. Экстренно всплыли, осмотрелись. Горизонт чист. Погода стремительно ухудшается. За кормой лодки тянется кусок какого-то длинного кабеля… Кажется что-то намоталось на винт. Попытка избавиться от проклятого троса окончилась неудачей – трос оказался таким прочным, что его не брал ни один инструмент. А в это время командир фрегата «Макклой» рвал на себе волосы. Проклятый шторм оборвал антенну TASS! А ведь спросят потом с него. Утром всплывшую лодку обнаружили американские эсминцы. К их удивлению, за кормой у аварийной советской К-324 болтался пропавший накануне секретный гидролокатор. Командир эсминца «Питерсон» связался по УКВ-связи с русской подлодкой, предложив помощь в освобождении от намотавшегося кабеля, но получил категорический отказ: допустить на борт вероятного противника? Это исключено!
Тот самый «Эпизод с антенной»! Стоящая без хода К-324 в сопровождении эсминца ВМС США «Питерсон». Между двумя военными кораблями стоит советское судно связи (разведчик) ССВ-506 «Находка» Получив отказ, эсминцы перешли к активным действиям: опасно маневрируя вокруг неподвижной подлодки, они весь день пытались обрубить винтами злополучный трос. Естественно, у них ничего не вышло. Понимая, что американцы могут взять лодку штурмом, экипаж К-324 на всякий случай приготовил атомоход к взрыву.
На следующий день началась вторая часть «марлезонского балета»: пытаясь снять секретный гидролокатор, под несчастную К-324 «поднырнула» американская АПЛ «Филадельфия» — пара неловких движений – и часть троса зацепилась за руль «Филадельфии». Два непримиримых противника оказались скованы одной цепью! Через сутки вынужденного совместного плавания бронированный кабель-трос наконец лопнул и «Филадельфия» радостно уплыла, унося на своём корпусе кусок троса с капсулой секретного гидролокатора. Увы,400 метровнизкочастотной антенны были по-прежнему крепко намотаны на винт К-324.
Когда прибывший к месту происшествия морской спасатель «Алдан» заводил буксирный трос, загремели выстрелы – в бессильной злобе американцы принялись расстреливать кабель из автоматов. Атомоход отбуксировали в Гавану, где с помощью специального инструмента сняли секретную кабель-антенну. Той же ночью, военно-транспортный борт с фрагментами американской антенны TASS вылетел в Москву.
КТО ВЫ ТАКИЕ? НАЗОВИТЕСЬ!
Отгремели последние залпы военно-морских учений НАТО, довольные адмиралы собрались в кают-компаниях, готовясь «по боевому» отметить достигнутые результаты. ВМС стран Запада показали блестящую выучку и высокую боеспособность. Личный состав кораблей действовал дерзко и решительно, в ходе учений проявил личное мужество и отвагу. Были обнаружены, взяты на сопровождение и условно уничтожены все воздушные, надводные и подводные цели «вероятного противника». За успех, господа! Что такое? Сигнал тревоги в боевом центре управления. На связь вышел неопознанный корабль, похоже он что-то хочет. Но, черт побери, откуда он вообще мог взяться посреди района военно-морских учений НАТО?
Атомная подводная лодка К-448 «Тамбов» ВМФ России запрашивает помощь – на борту имеется больной. Как выясняется в ходе диалога, у одного из подводников осложнения после удаления аппендицита, требуется срочная операция. «Щука» гордо всплывает посреди кораблей ВМС стран НАТО. Пострадавшего моряка с великими осторожностями доставляют на борт британского эсминца «Глазго», откуда отправляют вертолетом на сушу в госпиталь. Российская «Щука» вежливо прощается со всей честной компанией, погружается, и… контакт потерян!
Случилось это 29 февраля 1996 года. Британская пресса разразилась потоком едкой иронии в адрес флота Её Величества, некоторые аналитики сравнивали К-448 «Тамбов» с немецкой субмариной U-47, которая за 55 лет до описываемых событий дерзко прорвалась в британскую военно-морскую базу Скапа-Флоу и учинила там жестокий погром. КАБЕЛЬ В ОХОТСКОМ МОРЕ Одной из самых мистических совместных операций ЦРУ и ВМС США считается «взлом» подводного кабеля связи на дне Охотского моря, который соединял базу подводных лодок «Крашениково» и ракетный полигон «Кура» с материком — американцев очень интересовали результаты испытаний советских баллистических ракет, как и точная информация о боевой службе советского подводного флота.
В октябре 1971 года в территориальные воды СССР незаметно проникла атомная подлодка «Хэлибат» с оборудованием для проведения специальных операций. Медленно двигаясь вдоль побережья Камчатки, американцы обследовали знаки на побережье и вот, наконец, удача – был замечен знак о запрещении каких-либо подводных работ в этом месте. Немедленно выпустили управляемый подводный робот, с помощью которого удалось разглядеть на дне толстый 13-сантиметровый кабель. Лодка отошла подальше от берега и нависла над кабельной линией – четверо водолазов закрепили аппаратуру съема информации. Получив первые данные перехвата, «Халибат» взяла курс на Перл-Харбор.
USS Halibut, была спущена на воду в1959 г., как подводный носитель крылатых ракет. В 1965 г. прошла конверсию, превратившись в лодку для специальных операций. Обследовала затонувшие корабли и подлодки, искала обломки советских баллистических ракет на дне океана, «взламывала» линии подводной связи. Лютая малышка! Через год, в августе 1972 года, «Хэлибат» повторно вернулась к советским берегам. На этот раз на её борту находился специальный прибор «Кокон» массой шесть тонн с радиоизотопным термоэлектрогенератором. Теперь американцы могли годами «снимать» данные с секретного кабеля связи на морском дне. Летом 1980 года такой же «жучок» появился на кабеле в Баренцевом море. «Спалились» американцы совершенно случайно — во время очередного похода к «объекту» в Охотском море, подлодка по ошибке навалилась всем корпусом на грунт и раздавила кабель.
ВОТ ТАКИЕ ОНИ, ПОДЛОДКИ!
Самое неуязвимое и разрушительное морское оружие за всю историю войн на море. Доверие к подлодкам столь велико, что им доверена «почетная» роль могильщиков Человечества: атомный подводный крейсер может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его оружие способно испепелить все живое на нескольких континентах. До сих пор не существует сколь-нибудь надежных систем противодействия этим «морским дьяволам» — при наличии должной подготовки экипажа, современная АПЛ может проскользнуть незамеченной сквозь все системы охраны и выполнить любую задачу прямо под носом у ничего не подозревающего противника. Если в бой пошла АПЛ – противник может смело покупать веники и заказывать себе гроб. Как говорится, всплытие покажет!
Источник: