День 9 Ава (дата по еврейскому календарю, выпадающая в этом году на 30 июля) — самый траурный для каждого еврея. 9 Ава был разрушен Иерусалимский храм, и в память об этом событии установлен суточный пост. Поскольку в еврейской традиции день наступает вечером, пост захватывает полные сутки 9 Ава — с заходом солнца в среду вечером и до выхода первых трех ночных звезд в четверг. В течение этого времени запрещено пить, есть, мыться, умащать тело, носить кожаную обувь, не разрешается супружеская близость. Также есть обычай вечером и в первой половине дня сидеть на полу или на низких стульях.
9 Ава читают Кинот — «плачи» по разрушению святынь, свиток Эйха, святые тексты, повествующие непосредственно о событиях разрушения Храма, о человеческой печали и покаянии (например, книгу Йова), предсказания пророков.
Пост 9 Ава завершает особый трехнедельный период, называемый «меж теснин», который начинается с дневного поста 17 Тамуза, установленного в память о повреждении городской стены Иерусалима. В это время соблюдаются обычаи, которые подчеркивают траурный характер дней, — это целый процесс, позволяющий через ряд физических ограничений напомнить нам о колоссальной духовной потере, постигшей народ почти 2 тыс. лет назад.
Разрушение Храма — это не просто ликвидация какого-то грандиозного сооружения, демонстрировавшего мощь и единство еврейского народа. Это уничтожение духовного центра, объединяющего весь еврейский народ. Ведь только в Храме возможно исполнение важнейших заповедей и служба Б-гу определенным образом. С прекращением храмовой службы было бы логичным исчезновение иудаизма и постепенное растворение еврейской культуры, ассимиляция народа. Но иудаизм, претерпев сильнейшие преобразования, остался по сей день живой религией, а евреи сохранили свое единство в Торе и заповедях.
Незадолго до событий разрушения второго Храма величайший мудрец рабби Йоханан бен Заккай, притворившись мертвым, в сопровождении двух своих учеников смог покинуть окруженный Иерусалим. Представ перед римским императором Веспасианом, он попросил у него разрешения поселиться с учениками в маленьком городе Явне. Император удовлетворил, казалось бы, столь незначительную просьбу, но именно с этого момента началась совершенно новая история иудаизма, центром которой стал дом учения, весь образ жизни — службой Всевышнему, каждый дом праведного человека — малым храмом.
Рабби Йоханан бен Заккай не столько нашел решение проблемы своего времени, сколько создал условия для будущего развития иудаизма на многие поколения вперед. После вести о разрушении Храма перед мудрецами встал серьезный вопрос: как можно сохранить свою духовную миссию, не имея возможности следовать многим прямым указаниям Всевышнего? И рабби Йоханан предложил подход, на первый взгляд, революционный, но по сути опирающийся на Б-жественные откровения пророков. Мудрецы сосредоточили внимание не на том, что потеряли, а на том, что осталось у еврейского народа, устремив свой взгляд в будущее.
Именно такой путь и указывал Б-г: «Ибо милости хочу Я, а не жертвы, и Б-говедения более всесожжений». Теперь, когда народ лишился возможности жертвоприношениями доказывать свою верность Всевышнему, он должен был усилить обучение, увеличить число добрых дел. На вопрос рабби Иешуа: как же мы теперь будем искупать грехи без того, чтобы приносить грехоискупительные жертвы, — рабби Йоханан отвечал, что мы можем это делать, проявляя свое милосердие по отношению к ближнему.
В завершении необходимо объяснить одну важнейшую деталь, чтобы не сложилось ложного впечатления, будто Храм — лишь один из исторических этапов развития духовной и культурной жизни еврейского народа. Сегодня, как и всегда, Храм сохраняет высочайшую важность для еврея — с момента разрушения мы не забывали о нем ни на день. В ежедневной молитве мы вспоминаем порядок службы, молимся в сторону Храма и даже в самый радостный момент, в день свадьбы, вспоминаем о его разрушении, разбивая бокал в конце церемонии. Почти 2 тыс. лет наша религиозная жизнь сопряжена с неугасаемой скорбью. Но это не скорбь отчаяния о невосполнимой потере. Это скорбь, вдохновляющая на нравственное совершенствование, ежедневно напоминающая нам, что духовная работа еще не завершена. А значит, у нас есть обязанность совершенствоваться каждый день, чтобы однажды по воле Всевышнего стало возможным строительство Храма и установление в мире гармонии и справедливости.
Автор — глава Федерации еврейских общин России
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник: