Философия миротворчества — rtk-kabinet.ru

Россия вновь выступила в роли миротворца, остановив кровопролитную войну на Кавказе, когда другие державы, как оказалось, просто не были готовы проявить инициативу и эффективно повлиять на урегулирование конфликта. Надо сказать, что миротворчество как феномен международной политики органично встроено в основы русской цивилизации. Российское государство на протяжении веков демонстрировало эффективное применение этого метода. Философия страны как миротворца была оформлена и развита в XIX–XX веках выдающимися мыслителями, видевшими Россию как форпост духовности и справедливости.

Ослабление, а впоследствии и распад Советского Союза, время турбулентности на постсоветском пространстве, стали серьезным вызовом для России как страны миротворца. Несмотря на слабость государства в новых реалиях, наша страна продолжала выполнять свой долг по разрешению конфликтов на Евразийском пространстве.

На 1991 год российские представители присутствовали в различных миссиях ООН в Западной Сахаре, Камбодже, Югославии, Египте, Израиле, Сирии, Ливане, на границе Ирака и Кувейта. Все помнят участие русских военных в урегулировании конфликтов в Боснии и Герцеговине и в сербском крае Косово и Метохия.

Именно благодаря эффективному вмешательству русских миротворцев были прекращены активные фазы грузино-югоосетинского конфликта (1992), конфликта на Днестре (1992), грузино-абхазского конфликта (1994). В 1993 году ВС РФ в составе коалиционных миротворческих сил СНГ были направлены в Таджикистан для нормализации обстановки и стали одним из ключевых факторов прекращения гражданской войны.

Представители Российской Федерации на данный момент участвуют в ряде миссий как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций в Сирии, Южном Судане, ЦАР, Западной Сахаре, ДР Конго, Судане, Косове, Колумбии, на Кипре и Ближнем Востоке.

В то же время участие России в миротворческой операции в Карабахе уникально и заслуживает более внимательного рассмотрения.

Во-первых, как показали последние месяцы, механизм, применяемый для имитации урегулирования конфликта в Карабахе под названием «Минская группа ОБСЕ», оказался совершенно неэффективным для предотвращения военной фазы противостояния и умиротворения сторон. США, тотально поглощенные своей избирательной кампанией, и Франция с лидером, фонтанирующим оригинальными, но совершенно не работающими идеями, фактически самоустранились от решения конфликта, хотя именно эти две страны вместе с Россией и являются сопредседателями минской группы.

Во-вторых, помимо Армении и Азербайджана, напрямую вовлеченными в конфликт, очень важным фактором нынешней дестабилизации в Карабахе стала Турция, в связи с чем для российской дипломатии открывался еще один трек, по которому необходимо было работать для эффективного достижения успеха. На фоне обмена любезностями между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Эммануэлем Макроном и самоустраненности США только Россия могла эффективно решить проблему с Анкарой и ее дестабилизирующими действиями в регионе.

В-третьих, критическая ситуация для одной из сторон конфликта, сложившаяся вследствие занятия азербайджанскими войсками города Шуши и прямой угрозы взятия Степанакерта, подразумевала необходимость решительных и молниеносных действий по «замораживанию конфликта».

Нужно пояснить, что в ситуации карабахского конфликта значительное поражение одной стороны и серьезная победа другой, вероятнее всего, привели бы к катастрофическим последствиям перманентного конфликта с использованием всего арсенала вооружений и тактик партизанской борьбы. В условиях того, что в России проживают влиятельные и состоятельные диаспоры армян и азербайджанцев в интересах национальной безопасности государства было не допустить такого сценария.

Как следствие, 9 ноября было подписано трехстороннее соглашение, в котором стороны договорились о прекращении огня, передаче территорий, введении российского контингента и других аспектах взаимодействия.

Миротворцы начали прибывать в зону конфликта уже на следующий день. Всего за неделю российские военные оборудовали наблюдательные посты для круглосуточного наблюдения вдоль линии соприкосновения. На 18 постах осуществляется контроль за соблюдением режима прекращения огня.

На данный момент в Нагорный Карабах уже вернулось около 1000 человек, покинувших свои дома из-за войны. Начата реализация мероприятий по разминированию, продолжается обмен телами погибших, дороги расчищаются от уничтоженной техники. Крайне важно, что для поддержания режима прекращения огня и предотвращения возможных инцидентов налажен постоянный контакт с генеральными штабами вооруженных сил Азербайджана и Армении.

Штаб российского контингента миротворческих сил располагается в городе Степанакерте. Параллельно проходит формирование межведомственного центра гуманитарного реагирования.

Сравнивая начало миротворческой миссии России в Карабахе и развертывание аналогичных миссий в других регионах за последние несколько десятилетий, возникает подлинное чувство гордости за нашу страну, которая не словом, а делом доказывает свое могущество созидать, а не разрушать, как большинство наших партнеров.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: iz.ru

кабинет новостей