Чего могли ждать от нового президента США Китай и Россия, но не дождутся — rtk-kabinet.ru

Как Вашингтон пытается расколоть сотрудничество Москвы и Пекина.

Светлана Гомзикова

3


Фото: Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Материал комментируют:

Роман Файншмидт

Соединенные Штаты прилагают немалые усилия, чтобы помешать сотрудничеству России и Китая. Об этом в интервью РИА «Новости» заявил глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин. Американское вмешательство в российско-китайские отношения стало одной из тем большого разговора.

В частности, Нарышкин сообщил, что его ведомством зафиксированы факты того, как власти США пытаются расколоть сотрудничество России и Китая. В том числе, с помощью провокаций.

А также отметил, что Запад на фоне социально-политического кризиса вместо того, чтобы навести порядок в собственном доме, старается внести разлад в работу таких интеграционных организаций, как ЕАЭС, ШОС и ОДКБ, которые «являются частью международной архитектуры».

На самом деле, то, что сказал руководитель спецслужбы, давно не является чем-то секретным, даже для неискушенного в политических играх обывателя.

Принцип «Разделяй и властвуй!» хоть и не американцы придумали, но именно на нем (точнее, в том числе, на нем) Штаты всегда строили свою внешнюю политику. Цель которой, особенно, после распада Советского Союза, была одна — собственное глобальное доминирование.

Нарышкин, по понятным причинам, не поделился, какими конкретно фактами провокаций со стороны США располагает наша внешняя разведка. То есть, как именно Штаты нас — Россию и Китай — пытаются «расколоть». Но в истории (причем, не столь далекой) подобный сценарий, как известно, Вашингтоном уже разыгрывался. И вполне себе успешно.

Придумают ли на этот раз американцы что-нибудь новенькое, чтобы вбить клин между Москвой и Пекином, или сценарий будет тот же?

Читайте также

Загадочный русский истребитель напугал Запад: МиГ-41 натравят на спутники
Перспективный боевой самолет обещает стать самым быстрым в мире, изменив правила игры

Этот вопрос «СП» адресовала ведущему специалисту кафедры международной политики и зарубежного регионоведения РАНХиГС Роману Файншмидту:

— Расколоть сотрудничество России с Китаем могут, прежде всего, сами Россия и Китай — начнем с этого. Я бы не хотел здесь абсолютизировать значение США, тем более, их инструментарии в последние годы и влияние на ряд международных процессов постепенно сокращается. Особенно, если речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Я бы поставил вопрос по-другому: что же является факторами, которые могут осложнить или, в принципе, приостановить стратегическое партнерство между РФ и КНР. И здесь, конечно же, факторов, на самом деле, не так много. Опять-таки, в текущих международных условиях сотрудничество между нашими государствами выгодно и той, и другой стороне.

Однако нужно подчеркнуть, что для Китая Россия не является единственным партнером — у Китая главный союзник, это сам Китай. Соответственно, РФ тоже не следует полностью концентрировать свою внешнюю политику, особенно, ее азиатско-тихоокеанский вектор, на Китае. Это может привести к непредсказуемым последствиям.

Российско-азиатская политика, в принципе, должна ориентироваться, прежде всего, на страны Азии — не на один Китай, хотя он — сильнейший.

США, в принципе, могут использовать противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе для дестабилизации положения. И, соответственно, для усиления влияния на государства, которые имеют не самые простые отношения с Поднебесной.

«СП»: — Много таких?

— Практически, все. Тот же Вьетнам, та же Малайзия, Япония, Южная Корея — у всех есть какие-то проблемы, включая, самые серьезные — это территориальные споры. Исключение, пожалуй, только Камбоджа.

И в этом контексте России необходимо быть очень осторожной и лавировать между этими опасными точками, поскольку они к российской внешней политике, в принципе, никак не должны относиться. Это, прежде всего, проблема Азиатско-Тихоокеанского региона, которую внешняя политика США, действительно, может умело использовать в своих интересах. России на этом фоне следует показать себя в качестве нейтрального игрока, который может активно дружить с Китаем, но при этом готов уважать и интересы других государств.

«СП»: — Но как раз такую политику Россия сейчас и проводит на этом направлении. Можно даже считать ее многовекторной, в каком-то смысле…

— Я бы сказал, здесь активно проявляется многовекторность стратегии российской внешней политики, в которой хорошо подчеркивается асеаноцентричность структуры региона. Плюс ко всему, в последнее время можно выделить улучшающиеся отношения и с Южной Кореей, и даже с Японией. Во всяком случае, активно обсуждается с Токио возможность мирного договора. Хотя, скорей всего, в ближайшее время эта возможность будет выглядеть более туманно. Но есть тема для разговора, и есть какая-то деятельность — например, упрощение визового режима.

«СП»: — Нарышкин говорит, что Штаты не гнушаются прибегать к неким провокациям, чтобы расколоть наши страны. На ваш взгляд, что это может быть?

— Подозреваю, этот вопрос вне моей компетенции. Опять-таки, почему я концентрирую внимание непосредственно на факторах? Если стороны заинтересованы дружить, то рассорить их будет очень и очень сложно. И, наоборот, если у сторон множество противоречий, то любая искра, соответственно, может привести к серьезному ухудшению отношений между ними.

Например, несмотря на создание БРИКС, где Индия и Китай выглядели достаточно гармоничными партнерами, уже тогда существовало множество факторов, которые демонстрировали возможность возникновения конфликта между ними. И одним из самых серьезных факторов является наличие территориальных проблем.

Они есть, значит, в любой момент при изменении международной конъюнктуры есть вероятность того, что стороны могут скатиться в сторону конфликта. Что, собственно, мы сейчас наблюдаем в отношениях Китая и Индии.

«СП»: — У нас есть сегодня с Китаем какие-либо территориальные проблемы?

— Таких проблем нет. На данный момент у нас нет и конкуренции за зону влияния. Отдельный вопрос, это Центральная Азия — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Но даже там отношения у нас складываются, так сказать, параллельно. Китай не вмешивается в российские интересы. Россия не вмешивается в интересы Китая, соответственно.

Да, экономически Китай доминирует в этом регионе, поскольку Россия, к сожалению, не имеет такого потенциала. Но все-таки политически наша страна не имеет конкуренции в этом регионе, и КНР этот вариант поддерживает.

Поэтому я все-таки думаю, что на данный момент нет каких-либо серьезных факторов, которые могли бы привести к конфликту между Россией и Китаем. А если их на данный момент нет, то какой-то инцидент, даже активно поддерживаемый, предположим, Госдепартаментом США, вряд ли приведет к ухудшению отношений между государствами.

«СП»: — Почему Штаты так упорно хотят рассорить наши страны. Причем, в «шестидесятые», после вооруженного конфликта на Даманском, им это даже удалось …

— Не соглашусь, что пограничный конфликт СССР и Китая в 69-м был продуктом активности США. Американцы стали пользоваться плодами не самых благоприятных отношений Москвы и Пекина только в «семидесятые». В рамках «пинг-понговой дипломатии» президента Никсона и дальнейшей гармонизации отношений непосредственно США и КНР.

Советско-китайские отношения испортились после смерти Сталина. На мой взгляд, из-за того, что не совсем было понятно, кто будет являться лидером в социалистическом блоке. СССР, который, в принципе, этот блок создал и фактически был основой этого блока. Или КНР, который по населению являлся наиболее крупным государством всего соцблока и имел мощные амбиции развивать свой собственный вектор в рамках социалистического блока.

Мы говорим о конкуренции внутри социалистического лагеря. Но этим, действительно, смогли воспользоваться США, которым, таким образом, удалось не только ослабить социалистический блок, но и, соответственно, Советский Союз.

С этого момента стоит вернуться к текущей ситуации.

Читайте также

Геннадий Зюганов: Подлинный День народного единства — это 7 ноября
Почему праздник, посвященный освобождению Москвы от поляков, не прижился в России

Международная система отношений последних лет опять движется в сторону так называемой биполяризации — формирования двух центров силы, которые между собой будут бороться за сферы влияния. Центрами таких сил видятся США — с одной стороны. С другой стороны — Китай. Две сверхдержавы, две мощнейшие экономики, которые на данный момент находятся в очень непростых отношениях. И Китай сейчас начинает активно продавливать свои интересы. А Штаты любыми способами пытаются сохранить, а где-то даже укрепить собственное влияние, выступая против экспансионистских действий Пекина.

И неважно даже, кто выиграет эти президентские выборы — Трамп или Байден. В любом случае, конфликт интересов этих двух крупнейших держав будет продолжаться. Он не связан с какими-либо конкретными персоналиями. Он в данном случае здесь более объективен.

Вопрос может касаться конкретных действий — т.е. как будут действовать те или иные лидеры. Но конкуренция США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в глобальном пространстве, в принципе, она продолжится.

«СП»: — Главное, чтобы дело не дошло до горячего конфликта. Потому что из Штатов такие заявления уже звучат…

— Если речь идет о традиционных конфликтах, с прямым столкновением двух армий, причем, армий ядерных держав, то, я бы все-таки предположил, что здесь стороны проявят максимальное благоразумие, даже при переизбрании Трампа.

Трамп, надо понимать, является тем президентом, который много говорит о войнах, но военные действия особо не развязывает. Здесь, как мы видим, real politics несколько отличается от public policy.

Опять-таки, неважно, какой будет президент. Я предполагаю, что прямого столкновения между США и КНР, скорей всего, не будет. Это слишком опасно, и, в принципе, войны 21 века, так скажем, этим не характеризуются. Но могут быть прокси-войны — т.е. война на территории третьих стран, силы которых не связаны с ядерным вооружением, и которые находятся на пересечении интересов двух сверхдержав. Такие войны возможны.

Международное положение

В Новой Зеландии гей стал вице-премьером, а женщина с тату на лице возглавила МИД

Эксперт озвучил угрозу России со стороны Турции

Сноуден подал документы на получение российского гражданства

Тихановская хочет, чтобы страны ЕС активнее поддерживали белорусскую оппозицию

Все материалы по теме (12299)

Источник: svpressa.ru

Написать комментарий